- Франк Сем. Людвигович
-
ФРА́НК Сем. Людвигович (1877—1950) — философ и психолог, проф. Саратовского (1917—21) и Моск. (1921) ун-тов, в 1922 выслан из Сов. России. В философии Ф. продолжает традиции Платона, Плотина, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Я. Бёме, Ф. Шеллинга и особенной. Кузанского. Центр. понятие его философии — Всеединство: все имманентно всему. Этот принцип принимается в рамках его системы как аксиома. Ф. считает гл. источником познания интуицию и предлагает свою редакцию принципа тождества бытия и мышления, когда сознание объявляется тождеств, бытию, т. е. оно есть реальность, в к-рой объект познания совпадает с субъектом, реальность, раскрывающаяся сама перед собой. Непосредственно отсюда следует справедливость онтологич. аргумента, т. е. метода "доказательства", при помощи к-рого необходимость существования выводится из мысли о нем. Этот аргумент Ф. считал центр, истиной философии.
Процесс познания — это актуализация потенциального, освещение того, что прежде было погружено во тьму в недрах нашего собственного сознания. Согласно Ф. предмет знания и содержание знания — это одно и то же, но рассматриваемое в разных отношениях.
Постижимый мир окружен бездной Непостижимого, невыразимого в понятиях и не подчиняющегося законам логики. Ф. называет это Божеством, оставляя слово "Бог" для обозначения определ. формы обнаружения (откровения) Божества.
Воззрения Ф. можно считать мистич. пантеизмом, когда наше "я" тождественно Божественному "Я". В кон. жизни Ф. назвал свое учение панентеизмом, чтобы отстраниться от пантеизма. Сближение Божества и мира у Ф. приводит его к серьезным трудностям в понимании происхождения зла и личной свободы. Подобно И. Экхарту, Бёме и Шеллингу, Ф. усматривает источник зла в темной стороне Божества. Трудности, вставшие перед Ф. в связи с проблемами зла и проблемами личной свободы, тесно связаны с его теорией, согласно к-рой философия имеет "имманентную тенденцию к оптимизму, отрицающему реальность зла". Ф. неоднократно подчеркивал православно-христ. характер своей философии, однако его панентеизм едва ли согласуется с православ. догматикой, поскольку на вопрос, возможен ли Бог без мира, православие отвечает утвердительно, а Ф. отрицательно.
Соч.: Соч. М., 1990; Духовные основы общества. М., 1992.
Лит.: Некрасова Е. Н. Семен Франк // Вече. 1995. Вып. 2. С. 91—180.
С. Л. Франк. Рис. Л. Зака
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.